На днях в Москве с "прощальным визитом" побывал заместитель госсекретаря США по вопросам нераспространения ОМУ Роберт Джозеф (он уже подал прошение об отставке). Выступая на семинаре московского Центра Карнеги, Джозеф попытался заверить аудиторию в том, что Вашингтон, как и ранее, настроен на активное и равноправное сотрудничество с Москвой в сфере разоружения и нераспространения ОМУ. Надо сказать, что российская аудитория реагировала на эти заверения с большим скепсисом. Прошло то время, когда слова американских представителей принимались на веру. Жизнь показала, что США предпочитают везде, где это возможно, получить односторонние преимущества и усилить свои национальные позиции за счет других. С таким партнером очень непросто иметь дело, хотя в ряде случаев, там, где у них есть, как раньше говорили в России "шкурный интерес", американцы могут быть покладистыми. Сейчас такой сферой остается совместная борьба с терроризмом, в том числе совместное противодействие ядерному терроризму. Здесь есть перспективы и это хорошо. Можно ожидать в недалеком будущем солидного прорыва благодаря совместным усилиям В.Путина и Дж.Буша.

Однако тенденция охлаждения отношений с вставшей на ноги Россией, к сожалению, развивается. СМИ США и их союзников пестрят сообщениями об "опасных планах и действиях" Москвы, особенно в энергетической сфере, призывами поставить российское руководство на место и вернуть его на "демократический путь развития". А главное - вновь активно культивируется образ России как потенциального врага, обладающего направленным на США ядерным потенциалом.

В конце декабря 2006 года рабочая группа Совета по науке Минобороны США (Defence Science Board - DSB) представила важный секретный доклад, ряд важных положений которого, как водится в США, "случайно" утекли в открытую печать. Название доклада - "Ядерные возможности" (Nuclear Capabilities). Исследование, осуществленное по заказу руководства Пентагона с участием 40 военных экспертов, открыто ставит вопрос о необходимости для США сохранять мощный потенциал ядерного сдерживания. Главной причиной, которая должна побуждать США делать это, названа "потенциальная угроза" со стороны России. Американские военные прямолинейно заявляют, что "правительство Путина" находится в противоречиях с "фундаментальными принципами и действиями США", особенно в Ираке, Иране и Центральной Азии.

Согласно сообщениям журнала "Jane's Weekly", ключевое предложение рабочей группы DSB сформулировано весьма прямолинейно: "Америке желательно пересмотреть свои планы сокращения ядерного арсенала, предусмотренные "Обзором ядерной стратегии 2001 года" (Nuclear Posture Review) и Договором о сокращении наступательных потенциалов от 2002 года (кстати, единственного достижения администрации Буша в области ядерного разоружения - прим. автора) или, по крайней мере отказаться от обязательств по дальнейшим "безвозвратным" сокращениям до тех пор пока направление будущей политической эволюции Москвы не станет более определенной".

Когда в мае 2001 года Буш, выступая среди военных ученых в Оборонном Университете, высказался за то, чтобы в отношениях с РФ "посмотреть дальше, за рамки концепций гарантированного взаимного уничтожения", возникла надежда, что наступит время окончательной ликвидации "повестки холодной войны". Сейчас, шесть лет спустя, можно достаточно уверенно говорить о том, что апологеты "холодной войны" призывают повернуть американскую политику вспять.

Мы далеки от мысли, что доклад рабочей группы станет лейтмотивом деятельности вашингтонской администрации в оставшиеся ей два года. Но провал в Ираке делает многих американских политиков более восприимчивыми к идеям наращивания силового потенциала США, в т.ч. против "не поддающейся демократическому воздействию России".

Думается, что, кроме совместной программы борьбы с ядерным терроризмом у России действительно мало шансов на направлении ядерного разоружения. Очевидно, что отсутствие должной реакции на предложение В.Путина от 27 июня 2006 года о переговорах относительно перспектив истекающего в 2009 году договора СНВ-1 не случайно. Есть предположение, что утечка упомянутого доклада рабочей группы связаны с крупными перестановками в структурах, связанных с принятием решений в сфере национальной безопасности, прежде всего в ядерной области - после ухода Д.Рамсфелда, который, как говорят, будучи обременен "войной с терроризмом" и последствиями иракской катастрофы не сильно комплексовал по поводу возрождения военного потенциала России, разработкам ответов на "российский ядерный вызов" в Вашингтоне дан "зеленый свет".

Так что вопрос стоит ли доверять заявлениям американского партнера пока остается открытым. Особенно в контексте развертывания США объектов третьего позиционного района ПРО и интереса к втягиванию Украины.

Г.М.Евстафьев - генерал-лейтенант СВР РФ в отставке