11 января президент США Буш в телеобращении к нации изложил "шесть принципов" новой политики Белого дома в Ираке. Предлагаемые "перемены" носят косметический характер - направить в Ирак дополнительно 21,5 тыс. солдат, выделить дополнительно миллиард бюджетных денег на восстановление иракской инфраструктуры и создания новых рабочих мест, активизировать процесс "иракизации" - подготовки иракской армии и сил безопасности к поддержанию стабильности. Новое в линии Буша - окончательное закрепление Ирана и Сирии в числе "главных ответственных" за дестабилизацию ситуации в Ираке. Он однозначно обвинил Тегеран и Дамаск в том, что эти страны не препятствуют проникновению через свою территорию террористов в Ирак.

Как мы предупреждали ранее, реакция главы Белого дома на кризисную ситуацию в Ираке оказалась далека от большинства представленных в последние месяцы вариантов решения проблемы. Очевидно, что предлагаемое увеличение численности американских ВС и инструкторов в Ираке неспособно радикально сократить насилие в стране или эффективно переложить эту задачу на плечи самих иракцев. Изложенный Бушем "план" ориентирован, скорее, на пропагандистский эффект. Столь же ясно, что этому плану вряд ли суждено быть реализованным в полном объеме (судя по реакции демократов, контролирующих Конгресс, администрация не сможет легко получить 6,5 млрд. долларов, необходимых для выполнения новых инициатив Буша).

Ясно, что с традиционным для "хромой утки" упорством Дж.Буш "закусил удила" и работает исключительно на собственное "президентское наследие", игнорируя как позицию демократов, так и требования ряда однопартийцев. Представленные Бушем предложения нарочито противоречат большинству рекомендаций, особенно в части касающейся вывода войск и обращения за сотрудничеством к Дамаску и Тегерану. Последовательное снижение рейтингов и рост критики как внутри США так и в рамках международных форумов выработали у главы Белого дома своеобразный иммунитет. Велика вероятность того, что решение вопроса о нанесении превентивных ударов по Ирану и Сирии будет приниматься вне зависимости от мнения членов СБ ООН, союзников США по НАТО или внутриполитического консенсуса в самих Штатах.

Скандально-провокационное опубличивание видеозаписи казни Саддама, штурм Иранского консульства в Эрбиле, грядущее размещение в Ираке противоракетных комплексов "Пэтриот" и наращивание численности группировки американских войск в районе Персидского залива видятся сейчас прологом к новому витку напряженности в отношении Дамаска и Тегерана. Задача минимум для Вашингтона сейчас - запугать их и добиться определенной сдержанности в отношении урегулирования в Ираке (в американским истеблишменте признают, что при любом варианте дальнейшего развития событий для того, чтобы удержать контроль в Ираке, США потребуется купировать заметный в последнее время роста влияния там Тегерана). Задача максимум в краткосрочной перспективе - нанести превентивные удары по объектам иранской ядерной инфраструктуры, добиться радикального снижения степени угрозы Израилю. Именно такие авиаудары могут стать эффектным "завершающим аккордом" президентства Буша (при относительной безопасности для американских ВС, они весьма выигрышны в пропагандистском плане в расчете на американскую аудиторию).

Большинство комментаторов негативно оценивают новые предложения Буша, и тому есть объективные причины. Понятно, что "новая" политика Буша в Ираке - полумеры, рассчитанные лишь на ближайшие год-два. Однако, как представляется, попытка выиграть время вполне оправдана - в американском истеблишменте отдают себе отчет в том, что запущенные в регионе не без участия США конфликтные процессы уже не остановить. Фактически Ближний Восток находится на грани очередного крупного конфликта, но уже без участия США: в него уже втянуты Сирия и Аль-Кайда с суннитской стороны, Иран и Хизбалла - с шиитской, Израиль - с курдской. Соответственно, любая сколько-нибудь долгосрочная политика США в регионе должна в максимальной степени учитывать предстоящие перемены. К тому же в условиях, когда внешнеполитический аппарат США лихорадит (лишенная "твердой руки" в виде Болтона, Райс не справляется c амбициями своих подчиненных; с трудом удалось заполнить вакансию первого замгоссекретаря, вернув Дж.Негропонте из центральной разведки; многие важнейшие управления остаются обезглавленными), решение тянуть время и минимизировать издержки - наиболее разумный выход.

Андрей Серегин, эксперт НЛВП