Испытание ядерного оружия в КНДР - прямое и неизбежное следствие неспособности мирового сообщества за последние несколько десятков лет нормализовать ситуацию в регионе. Окончание "холодной войны" лишило правящие круги конфликтующих стран уверенности в том, что они могут эксплуатировать в своих интересах соперничество великих держав и получать должную политическую и военную протекцию. Отсюда резко возросшее стремление обеспечивать свою национальность безопасность собственными средствами, в том числе с помощью "абсолютного оружия".

За последние несколько десятилетий стало очевидным, что международные политические и правовые инструменты зачастую действуют не столько в пользу защиты слабого, сколько в пользу соблюдения интересов ведущих в военно-политическом отношении держав. Такие ранее незыблемые традиционные международно-правовые понятия как "национальный суверенитет", "территориальная целостность" и "невмешательство во внутренние дела" постепенно утрачивают свою актуальность. Ситуацию усугубляют борьба США с международным терроризмом, фактически предоставляющая Вашингтону предлог для глобального вмешательства, а также эгоистическое стремление Белого дома рассматривать любую проблему с удобной для себя точки зрения (например Корейскую - с точки зрения нераспространения ОМУ).

Ядерное испытание, проведенное в КНДР - наглядный показатель неэффективности современных режимов контроля за распространением ОМУ и средств их доставки. На фоне сужения гарантий для стран третьего мира стал еще более очевиден дискриминационный характер Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Не случайно, всего за год до корейских испытаний, весной 2005, провалилась 6-ая обзорная конференция ДНЯО. Участники не смогли согласовать даже итоговый документ встречи, не говоря уж о каких-то серьезных шагах по преодолению глубоких разногласий по имплементации ключевых положений договора

Каковы могут быть краткосрочные и долгосрочные последствия нынешней ситуации вокруг северокорейских ядерных испытаний? Резолюция СБ ООН #1718, к сожалению, не дает однозначного ответа. Американцы давно применяют различные санкции к режиму КНДР в надежде повысить возможность внутреннего переворота в стране. Не достигая своих прямых целей, санкции усугубляют гуманитарную катастрофу и страдания корейского населения. Полагаем, что Россия не должна участвовать в санкциях "до последнего живого северокорейца". Это не соответствует духу нашего народа и его традициям добра и сострадательности. К тому же формулировка резолюции #1718 оставляет значительную свободу маневра.

Однако, российские власти со всей серьезностью должны отнестись к перспективам создания ядерного арсенала в соседней с нами стране. Необходимо сделать максимум для того, чтобы снизить его влияние на нашу безопасность - прежде всего через активизацию двусторонних консультаций с Пхеньяном относительно его планов.

Г.М.Евстафьев - генерал-лейтенант СВР РФ в отставке