На Бога надейся, а сам не плошай.
Русская пословица

В Бога мы верим, за остальными уже присматриваем.
Поговорка сотрудников АНБ США

 

Два года прошло с момента радикального изменения отношений между странами, и две недели осталось до визита Владимира Путина в США, от которого ожидают институирования этих отношений. Визит будет проходить на фоне набирающего обороты предвыборного цикла в обеих странах. "Российская тема" пока выпадает из приоритетов американской внешней политики. В итоге поступательное развитие российско-американских отношений может смениться стагнацией на весь предвыборный цикл - до 2005 года, когда завершится формирование новых команд в Москве и в Вашингтоне.

Сердце с разумом

В преддверии визита элиты двух стран обострили политическое чутье в попытке разгадать намерения противника. Именно так - противника, поскольку любой высокий государственный деятель - отчасти экономист, силовик, дипломат... Поэтому наиболее часто встречающееся построение фразы России о США и наоборот: "с одной стороны, нам выгодно... но они же там укрепляются". "Там" - это регион, область экономики, сфера сотрудничества.

За терзаниями российского и американского лагеря следят европейцы. Недавно в немецкой газете была опубликована статья "Разум и сердце Путина". Мысль простая: разумом президент понимает, что только "плохие олигархи" могут вывести страну на это самое удвоение ВВП, а сердцем не может простить их путь по головам.

По сути, это отражает и отношения России и США. Разумом Буш понимает, что ни на вялую Европу, ни на опасный Китай он опираться не может, строя новую мировую модель. Сердцем (или, как говорят в Америке, животом) чувствует, что Россия институирует свой статус второй державы со своей зоной ответственности, а там "Бог его знает, что будет".

В России президент понимает, что единственно верный путь состоит в формировании окончательного дружественного пакта с Америкой, хотя и элита, и народ это воспримут неоднозначно. Как было и с резким поворотом лицом к Америке в Любляне в июне 2001 года, хотя изначально США явно подумывали о замораживании отношений.

Однако разум Путина не может игнорировать сводки об усилении США на южных границах, о ведении разведки с территорий стран СНГ, о разыгрывании карты государств Восточной Европы и Балтии и т.д.

Холодная осень 2003-го?

Сентябрьский визит Путина будет проходить на фоне набирающего обороты предвыборного цикла в обеих странах. Этот "деликатный" период всегда содержал серьезные латентные угрозы для двусторонних отношений (вспомните 2000 год).

Сегодняшней особенностью является то, что "российская тема" пока "выпадает" из числа приоритетных для американской внешней политики.

Демократы скорее всего не станут предпринимать попытки сделать критику российской политики Буша одним из основных направлений кампании (как это сделали республиканцы в 2000 году). Хотя некоторые эксперты администрации Клинтона усматривают провалы Буша на российском направлении: чрезмерная ставка на личные отношения с Путиным, невнимание к угрозе утечки российских ОМУ, игнорирование проблемы прав человека в России. Но политическое руководство демократов не считает "российскую тему" выигрышной в кампании и намерено сосредоточиться на других проблемах: послевоенном устройстве Ирака, ядерной программе КНДР и др.

Со своей стороны, администрация Буша и стратеги республиканской партии не планируют активизировать усилия на относительно спокойном российском направлении. Белый дом пока не видит для себя больших дивидендов от акцентирования успехов своей российской политики и в ближайшее время не ожидает каких-то "прорывных инициатив" со стороны РФ, которые подняли бы общественный интерес в США к российской теме и устранили имиджевый негатив из-за весенних разногласий по Ираку.

Нужно понимать друг друга

Существует реальная угроза, что поступательное развитие российско-американских отношений может смениться стагнацией до 2005 года, т.е. пока в Москве и Вашингтоне не сформируются новые команды.

На этом фоне шанс сегодня состоит в том, что можно отказаться от подозрительного "мониторинга" неоднозначных действий друг друга и сосредоточиться на позитивном наполнении содержательной стороны взаимодействия. Стратегия должна предусматривать реалистичную и политически привлекательную долгосрочную цель сотрудничества, а результаты должны ощущаться и позитивно восприниматься широкими слоями населения. Кроме того, она должна базироваться на адекватном понимании целей внешней политики США и реалистичной оценке значимости для Вашингтона взаимодействия с РФ в их реализации. Необходимо также исходить из реальных возможностей России по содействию шагам США, отвечающим нашим интересам.

Миропорядок и ценности

Главной стратегической целью внешней политики США является и останется на обозримую перспективу формирование либерального мирового порядка, отвечающего американским интересам и американским ценностям, обеспечивающего эффективное расширение зоны мира, социально-экономического процветания и справедливости в американском понимании. Он должен максимизировать для США и государств-партнеров преимущества глобализации и нейтрализовывать порождаемые ею новые угрозы; базироваться на военном доминировании, неизбежность и даже полезность которого добровольно признавалась бы ведущими странами.

Практический инструмент для достижения такого мироустройства - активная интеграция других государств и межгосударственных объединений в коалиции как по поддержанию мира в конфликтных регионах, так и по противодействию транснациональным угрозам (международный терроризм, распространение ОМУ).

Поэтому в ближайшие 10-15 лет США будут стремиться:

1. Ликвидировать международные террористические группировки, способные и стремящиеся к проведению терактов против США.

2. Предотвратить дальнейшее распространение ОМУ и нейтрализовать имеющиеся угрозы распространения, прежде всего в нестабильных государствах; исключить попадание ОМУ в руки террористов.

3. Контролировать развитие других великих держав ("центры силы" в терминологии Кондолизы Райс) и сделать главным их вектором поддержку либерального миропорядка.

4. По возможности нейтрализовывать острые региональные конфликты, социально-экономические противоречия в развивающемся мире (эпидемия СПИДа, голод, нехватка питьевой воды и т.д.), способные породить новые угрозы безопасности. Распространять политические и социально-экономические преимущества глобализации, поощряя свободу международной торговли, инвестиций, содействуя развитию демократических институтов и проведению рыночных реформ.

Они нам не противоречат

Формируемый США либеральный миропорядок, базирующийся на ценностях открытой рыночной экономики, демократии и прав человека и подкрепляемый военным доминированием, не противоречит интересам России. Наоборот, он обеспечивает стабильность и предсказуемость внешнего окружения РФ и позволяет сосредоточить ресурсы на ускорении модернизации собственной страны. Активное участие вместе с Вашингтоном в формировании такого мироустройства дает возможность нейтрализовывать основные угрозы национальной безопасности РФ с наименьшими материальными затратами и минимальными внешнеполитическими издержками. Позволяет обеспечить доминирующие позиции в ряде регионов постсоветского пространства и укрепить позиции во взаимодействии с Евросоюзом и КНР.

Россия располагает потенциалом, чтобы успешно играть роль главного партнера и союзника США в реализации первых двух задач: борьбе с терроризмом и нейтрализации угрозы ОМУ. Постоянное членство России в Совете Безопасности ООН делает ее необходимым участником любых усилий США по повышению эффективности международных институтов. Через сотрудничество с РФ США смогут выйти на модернизацию современного международного права, позволяющую выработать эффективные механизмы совместного реагирования на новые глобальные угрозы.

Однако доказать это США должна сама Россия. США не будут настаивать на реорганизации международного права и признавать такую необходимость для легализации своих действий.

Такое поведение сильных держав было всегда, как по своеволию, так и потому, что уже к 1960-м годам ООН стала адвокатским бюро, а международный процесс требовал и стороны обвинения. Во-вторых, уже сейчас действуют модели: "шестерка" по корейскому урегулированию, "дорожная карта" по Ближнему Востоку, возможно, скоро можно будет привести в пример и Ирак.

Построение отношений с США будет проходить на фоне балансирования между "ооновскими" и новыми форматами дипломатии. Реорганизацию же международного права, вопросы расширения Совбеза и т.д. уместней оставить на страны, которые должны быть заинтересованы в проявлении инициативы. При этом необходимым условием повышения роли этих стран в рамках ООН должен стать вклад в увеличение эффективности организации.

Силовики и прагматики

О перечисленных выше задачах в окружении Буша не спорят. Но продолжается дискуссия между т.н. крылом силовиков (Рамсфелд-Вулфовиц-Чейни) и прагматиков (Райс-Пауэлл) о роли России в достижении этих целей США.

Основа спора - осознание того, что Россия не будет ни шахматной доской, ни пешкой на этой доске (в терминологии Бжезинского). Это означает, что Восточная Европа, Центральная Азия, Закавказье, Северо-Восточная Азия будут оставаться в зоне интересов и национальной безопасности России. Расхождение в том, что силовики предлагают считать это угрозой для США, а прагматики видят в этом стратегию разделения усилий. У России есть шанс внятно обозначить условия, при которых стратегическое взаимодействие станет фундаментальным.

Ключевое слово для союзника

Сегодня целесообразно обозначить перед Вашингтоном наше стремление к формированию особых союзнических отношений в борьбе с международным терроризмом и распространением ОМУ и готовность энергично двигаться в этом направлении через активизацию двустороннего взаимодействия.

Стратегической целью союза должно стать предотвращение появления государств и негосударственных объединений, обладающих ядерным оружием, иными видами ОМУ и средствами их доставки, способными нанести РФ, США и их союзникам катастрофический ущерб.

Необходимо выйти на такой уровень взаимного доверия и сотрудничества в этих областях, который позволил бы распространить на Россию существующий в американском законодательстве статус "ключевого союзника - не члена НАТО". Такой статус сегодня есть у Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи, Израиля и Аргентины. Он дает практически такие же права в плане обмена развединформацией, консультирования и доступа к американским военным технологиям, что и членам НАТО. Статус предполагает также вывод России из ограничительных списков по контролю над американскими технологиями военного и двойного назначения.

Особый формат

Однако, учитывая реальное место России в системе союзнических отношений, Россия может и должна стремиться к особому уровню. Такой формат существует у США с Великобританией, подразумевает тесную координацию действий в глобальном масштабе и взаимную ответственность за их последствия. Россия должна добиваться введения для себя нового статуса - "стратегического союзника - не члена НАТО" (Strategic Essential Non-NATO Ally - SENA).

При этом такой формат не исключает расхождений, например, по тактике совместных действий по борьбе с терроризмом и распространением ОМУ при совпадении или максимальном сближении представлений относительно стратегических целей друг друга. При глубоких же разногласиях по ключевым пунктам совместной повестки дня стороны отказываются от активного противодействия друг другу на международной арене, от участия в противоборствующих коалициях и договариваются о позиции "благожелательного нейтралитета" в случае осуществления другой стороной односторонних силовых действий.

Особые союзнические отношения между Россией и США в военно-политической сфере должны быть подкреплены интенсивным партнерством в энергетической сфере, включая ядерную энергетику, аэрокосмической промышленности, а также опираться на полную либерализацию торговли в рамках соглашения о создании двусторонней зоны свободной торговли (США сегодня имеют такие соглашения с Израилем, Иорданией, Чили, Сингапуром). В гуманитарной области они должны постепенно привести к взаимной отмене визового режима для краткосрочных (до 45-90 суток) взаимных поездок граждан (США имеют такой режим с 27 государствами).

Договор о стратегической дружбе

Особые отношения требуют соответствующей нормативно-договорной базы союза. Ее формирование должно идти через выработку подхода по ключевым аспектам борьбы с терроризмом и распространением ОМУ и подготовку двусторонних соглашений по созданию адекватных рамок сотрудничества в конкретных областях.

Ключевым является вопрос "Стратегического договора" или "Договора о дружбе".

Однако к этому следует подходить с осторожностью. Дипломатическая практика США избегает таких договоров даже с ближайшими союзниками, для России же это может негативно сказаться на отношениях с другими странами. Для рамочного договора о взаимной безопасности ни в России, ни в США пока нет необходимой внутриполитической поддержки. Кроме того, заключение договора о военно-политическом союзе может осложнить отношения России с Китаем.

Вопрос о рамочном договоре должен быть поднят, только когда возникнут необратимые последствия сближения и работы в рамках статуса SENA. Даже при максимально успешном сотрудничестве его реальная возможность наступает к концу второго срока Путина и Буша на рубеже 2007-2008 годов.

Нужно учиться говорить

В самой России необходимо проводить целенаправленную кампанию формирования внутриполитической поддержки союзнических отношений с США. Успешной она может быть только при обеспечении политического лидерства со стороны главы государства. Путин должен послать однозначный сигнал о принятом решении перейти в долгосрочной перспективе к стратегическому союзу с США в области борьбы с международным терроризмом и распространением ОМУ. "Месседж" должен быть подтвержден публичными заявлениями руководителей администрации президента, правительства, спецслужб, руководства палат и профильных комитетов парламента.

Было бы правильно начать общественную дискуссию уже в рамках кампании по выборам в Думу.

Политическая инициатива должна лежать на России, а США должны продемонстрировать такое ведение государственных дел в отношении России, которое не дало бы сорвать наступление "по вновь открывшимся обстоятельствам".