Контакты Rambler's Top100 Текстовая версия
Поиск
[an error occurred while processing this directive]











Владимир Фролов: Российская нефть должна принадлежать США?!

МН-События #1 за 2007 год (19.01.2007)

Первый день работы Конгресса США 110-го созыва сенаторы традиционно начали с процедуры перевнесения приоритетных законопроектов, которые не успели принять в предыдущую сессию.

Весьма символично, что одним из первых был внесен заново законопроект Ричарда Лугара "Акт об энергетической дипломатии и безопасности". Фактически в нем формулируются основы новой внешнеполитической доктрины США.

Именно борьба за "энергетическую независимость", а фактически - за беспрепятственное использование мировых энергоресурсов, имеет все шансы стать центральной идеей доктрины и основой будущего идеологического консенсуса республиканцев и демократов. Всего месяц назад известный эксперт-международник Дэниел Дрезнер отмечал нехватку центральной идеи, способной скрепить все существующие теоретические наработки обеих партий. Соавторами законопроекта выступили влиятельные представители от обеих партий. Примечательно, что законопроект легко был снова внесен в повестку дня сената, большинством в котором располагают уже демократы.

Основная его идея - необходимость введения "энергетической безопасности" в число основных приоритетов внешней политики США, так как "страны - экспортеры нефти резко увеличили свои доходы за счет возросших цен, что усилило угрозу глобальной безопасности, доступ к поставкам нефти и газа все чаще зависит от политической воли стран-производителей". Впервые в американской законодательной практике так тесно и недвусмысленно увязаны вопросы "ответственного использования ресурсов" с задачами распространения демократии, преодоления бедности и достижения стабильности в мире. Не случайно в нем выделена необходимость поддержки энергонезависимости "молодых демократий" - Украины и Грузии.

Законопроект нацелен на преодоление грядущего энергетического кризиса путем разработки международного механизма "справедливого использования" мировых ресурсов. То есть на легализацию для развитых стран Запада свободного доступа к ресурсам остального мира. Для этого "Акт об энергетической дипломатии и безопасности" предоставляет Белому дому обширный инструментарий: в нем вводятся понятия "эффективность использования энергии", "ответственное поведение ведущих поставщиков", и др. Предусматривается прямое или косвенное вмешательство во внутренние дела стран - поставщиков энергоресурсов.

Новый законопроект собирает воедино все элементы политики энергобезопасности, уже содержащиеся в программных внешнеполитических документах США: "Стратегия национальной безопасности" определяет зависимость от стран - поставщиков энергоносителей как "безответственное и недолговременное решение". В последнем послании Конгрессу Буш прямо заявил: "Поддержание конкурентоспособности Америки требует доступных источников энергии. А здесь у нас серьезная проблема - мы болезненно зависим от нефти, которая импортируется из нестабильных регионов мира".

Одним из центральных "объектов воздействия" законопроекта является Россия. Вице-президент США Чейни фактически обвинил Россию в том, что она использует нефть и газ "для запугивания и шантажа соседей".

За констатацией угрозы последовали предложения. Осенью 2006 года нью-йоркский Совет по международным отношениям опубликовал доклад группы под руководством экс-министра обороны и энергетики Шлезингера и бывшего главы ЦРУ Дейча с однозначным выводом: "Зависимость от внешних источников энергоносителей представляет угрозу для национальной безопасности США, так как поставщики энергоносителей все больше прибегают к использованию своих ресурсов в политических целях". Одна из основных рекомендаций - активизировать международную деятельность по повышению прозрачности использования нефтедоходов.

Накануне саммита НАТО в Риге экономический комитет блока подготовил закрытый доклад, где указал на главную угрозу - "формирование газовой ОПЕК под эгидой России". Выступая в Риге, Лугар предложил рассматривать "использование энергетики в качестве оружия" в рамках 5-й статьи Вашингтонского договора, которая определяет, что нападение на одного из членов блока считается нападением на весь альянс.

Параллельно с подготовкой "юридической базы" следует ожидать активизации претензий Запада к России по поводу "неэффективности" использования ее собственных энергетических запасов, которые все чаще предлагается рассматривать как "неотчуждаемое общечеловеческое благо" (как пресная вода, воздух и пр.). Цель - заставить мировое сообщество свыкнуться с мыслью о том, что принцип национально-государственного суверенитета над природными ресурсами устарел и требует пересмотра.