Контакты Rambler's Top100 Текстовая версия
Поиск
[an error occurred while processing this directive]











Возобновление переговоров по северокорейской проблеме: эйфория преждевременна
комментарий Г. Евстафьева 24 января 2007

В результате продолжительлных консультаций в Берлине США и КНДР достигли соглашения о возобновлении прерванных ровно месяц назад шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова. В ближайшее время главный посредник в переговорах - Китай объявит конкретную дату новой встречи. Все, естественно, приветствовали договоренность, а у некоторых даже прорывается некая эйфория. Оправданна ли она?

Дать надежный прогноз относительно исхода очередной встречи дело неблагодарное, прежде всего потому, что участники глубоко не доверяют друг другу. И не без оснований. КНДР считает, что, проводя политику изоляции Пхеньяна, администрация Буша, в конечном итоге, нацелена на свержение существующего режима и видит основными методами достижения этого разоружение северокорейской армии, включая ликвидацию ядерного и ракетного потенциала, и усиление экономического эмбарго для удушения страны. В конечном итоге, цель Пхеньяна - обеспечить незыблемость существующего режима в очень сложных условиях. Надо признать, что путем чрезвычайных усилий Ким Чен Иру и его окружению удается сохранять свой режим в "замороженном" состоянии.

Со своей стороны, американцы весьма хотели бы падения, как они считают "самого одиозного" диктаторского режима, и, видимо, не особенно, в отличие от южнокорейцев, задумываются о тяжелых экономических и политических последствиях такого развития событий. Но главное для американцев - лишить КНДР всех неконтролируемых сейчас никакими международными органами ядерных и ракетных возможностей т.е. потенциала "сдерживания", который всеми правдами и неправдами Пхеньян упорно и ценой полного обнищания населения создает вот уже несколько десятилетий. При этом американцы хотят добиться этого с помощью международного сообщества, которое обоснованно требует денуклеаризации Корейского полуострова и вообще намерено добиться мирного урегулирования в этом взрывоопасном регионе. Американцы же хотели бы добиться своих целей не беря на себя "излишних" национальных обязательств.

В долгосрочном геополитическом плане их задача добившись объединения 2-х Корей, заполучить в лице объединенной Кореи еще одного мощного союзника на случай будущей геополитической конфронтации с Китаем. Во всяком случае должным образом оформленных гарантий безопасности Ким Чен Иру Вашингтон давать не хочет, обставляя это различными условиями, которые, как хорошо понимают в США, северокорейцы выполнить не могут. Ничем иным нельзя объяснить то обстоятельство, например, что после достижения в сентябре 2005 года благодаря напряженным усилиям Китая, России и других стран значительного успеха в переговорах в виде известного заявления "шестерки", открывавшего путь для наращивания переговоров по северокорейской ядерной проблеме, американские партнеры вдруг обострили проблему Banco Delta Asia (Macao), через который якобы северокорейцы "отмывали" средства, полученные от продажи наркотиков и фальшивые доллары. Были введены финансовые и экономические санкции. Обвинения серьезные, но к решению главной проблемы - ядерного разоружения КНДР - не имевшие непосредственного отношения, и к тому же известные уже несколько лет. Расчет был прост и он сработал - корейцы на год с лишним прекратили вообще какие-либо переговоры.

Было бы большим упрощением думать, что Пхеньян не видел своей выгоды в таком повороте событий. Наоборот это дало определенное оправдание давно готовившемуся ядерному испытанию, которое и состоялось 9 октября 2006 года. К попытке провести очередную встречу "шестерки" в декабре 2006 года участники переговоров подошли так и не решив эту болезненную проблему. Тем временем выяснилось, что две трети американских претензий необоснованны, а в остальных надо еще разобраться. Такой метод американского дискриминационного давления испытали и испытывают на себе многие другие государства, включая Россию. А по данным подкомиссии по разведке Конгресса США, с 2001 года Вашингтон только за сотрудничество КНДР с Ираном в области ракетостроения 7 раз накладывал санкции на северокорейские государственные компании. И, чего добились? К сожалению, испытание 9 октября 2006 года серьезно изменили ситуацию на переговорах и повысили ставки. Совместное заявление 2005 года было согласовано с неядерной Северной Кореей, в результате упорного и двусмысленного "перетягивания геополитического каната" между КНДР и США мир получил 9 ядерную державу.

То, что и Вашингтон и Пхеньян глубоко не доверяют друг другу - секрет Полишенеля. Но беспокоит другое. Складывается впечатление, что Пхеньян и Вашингтон на данном этапе не заинтересованы, каждый по своим мотивам, в организации сложного и длительного переговорного процесса по урегулированию центральной для всех проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. Северокорейцев понять несложно - они по-видимому уже решили для себя, что с уходящими со сцены республиканцами в Вашингтоне им вряд ли стоит вступать в детальные переговоры. В конце концов у них всегда лучше получалось с демократами. Сейчас главное определиться в какой степени совместное заявление от сентября 2005 года еще сохраняет силу. Ведь возникает ощущение, что стороны сильно отличаются друг от друга в интерпретации понятия денуклеаризации, ее географического охвата и некоторых других аспектов новой ситуации, сложившейся после северокорейских испытаний.

США, фактически признав "перебор" с финансовыми санкциями и согласившись с необходимостью обсуждения этого вопроса в двухстороннем формате тактически уступили КНДР. Но тут же была "оживлена" проблема долга Пхеньяна в размере 1,9 млрд. долларов КЕДО за уже проведенные подготовительные работы по несостоявшемуся строительству 2-х легководных ядерных реакторов. Хорошо еще, чтобы северокорейцы не среагировали болезненно на ежегодные полевые учения, которые американские войска в феврале обычно проводят вдоль границы с КНДР. А тут еще в Японии разгорается дискуссия, а не стоит ли отказаться от 3-х ядерных "нет".

В общем, звезды на небе в Северо-Восточной Азии расположены непонятно Но очевидно то, что даже при самом успешном развитии событий контролируемое ядерное разоружение КНДР отстоит от нас на расстоянии 7-10 лет. Важно уже на раннем этапе выяснить сохраняет ли силу пункт #1 Совместного заявления "шестерки" по итогам 4 раунда переговоров, в частности:

  • КНДР подтверждает свою приверженность к отказу от ядерного оружия и имеющихся ядерных программ и возвращению на ранней стадии в ДНЯО и к гарантиям МАГАТЭ;
  • США заявляют, что они не имеют ядерного оружия на Корейском полуострове и не имеют намерений нападать или вторгаться в КНДР с использованием ядерного или обычного вооружения.
Если это еще в силе, то тогда можно идти дальше. Если корейцы пересмотрели эти положения, то тогда нельзя ничего исключать, в том числе и новые ядерные испытания в КНДР.






 

Г.М.Евстафьев - генерал-лейтенант СВР РФ в отставке